Расчет шпоночного соединения
Опубликовано 01 Окт 2013
Рубрика: Механика | 20 комментариев
Одной из самых распространенных, простых и дешевых деталей соединения вала со ступицей зубчатого колеса, шкива, маховика является призматическая шпонка. Клиновые, сегментные и цилиндрические шпонки применяются на практике гораздо реже. Хотя приходилось встречать...
...при ремонтных работах все вышеперечисленные типы шпонок, при проектировании новых машин я и мои коллеги применяли исключительно шпоночное соединение с призматической шпонкой, как наиболее технологичное из всех вышеназванных.
Основной задачей, которую выполняет шпоночное соединение, является передача крутящего момента от ступицы валу или от вала ступице. Материалом для изготовления шпонок на практике чаще всего являются Сталь45 и Сталь40Х с временным сопротивлением разрыву более 550…600 МПа.
Шпоночное соединение с призматическими шпонками регламентировано ГОСТ23360-78, а с призматическими высокими шпонками — ГОСТ10748-79. В этих двух ГОСТах даны размеры и допуски на изготовление, как самих шпонок, так и пазов в валу и ступице. ГОСТы можно свободно найти в Интернете и скачать. Они понадобятся в нашей дальнейшей работе. «Выжимки» из этих ГОСТов есть в любом справочнике конструктора-машиностроителя.
Предварительно сечение призматической шпонки выбирается по диаметру вала! Длина шпонки назначается из конструктивных и прочностных соображений.
Шпоночное соединение. Проверочный расчет в Excel.
Этот простой расчет можно быстро выполнить в программе MS Excel или в программе OOo Calc.
В ячейки со светло-бирюзовой заливкой пишем исходные данные, в том числе данные, выбранные пользователем по таблицам ГОСТов.
В ячейках со светло-желтой заливкой считываем результаты расчетов.
Синий шрифт – это исходные данные.
Красный шрифт – это результаты расчетов.
Еще раз напоминаю, что в итоговом файле с программой в примечаниях ко всем ячейкам столбца D помещены пояснения — как и откуда взяты или по каким формулам рассчитаны все значения в таблице!!!
Начинаем по пунктам выполнять алгоритм расчета на примере конкретного соединения. Расчетная схема представлена на рисунке внизу этого текста. Скриншот окна программы расположен сразу после исходных данных.
Исходные данные:
1. Крутящий момент, передаваемый соединением, Т в Н/м пишем
в ячейку D3: 300,0
2. Диаметр вала в соединении (в месте, где установлена шпонка) dв мм заносим
в ячейку D4: 45,0
3. Глубину паза вала t1 в мм вводим
в ячейку D5: 5,5
4. Высоту шпонки, выбранной по диаметру валу, hв мм записываем
в ячейку D6: 9,0
5. Ширину шпонки bв мм вводим
в ячейку D7: 14,0
6. Габаритную длину шпонки Lв мм пишем
в ячейку D8: 63,0
7. Вариант исполнения шпонки (1 — скругленная с двух концов, 2 – без скруглений /параллелепипед/, 3 – скругленная с одной стороны) vзаносим
в ячейку D9: 1
8. Допускаемое напряжение при смятии [σсм] в МПа пишем
в ячейку D10: 90,0
9. Допускаемое напряжение при срезе [τср] в МПа рассчитываем как долю в 60% от допускаемого напряжения смятия
в ячейке D10: =0,6*D10=54,0
Расчет шпоночного соединения:
10. Определяем действующее в соединении напряжение смятия σсм в МПа
в ячейке D13: =ЕСЛИ(D9=1;2*D3*1000/(D4*(D6-D5)*(D8-D7)); ЕСЛИ(D9=2;2*D3*1000/(D4*(D6-D5)*D8);2*D3*1000/(D4*(D6-D5)*(D8-D7/2))))=77,7
σсм=2*T/(d*(h-t1)*Lр)
при v=1 Lр=L— b
при v=2 Lр=L
при v=3 Lр=L-b/2
11. Рассчитываем процент нагруженности соединения по напряжению смятия sсм в %
в ячейке D14: =D13/D10*100=86.4
sсм=σсм/[σсм]
12. Определяем действующее в соединении напряжение среза τср в МПа
в ячейке D15: =ЕСЛИ(D9=1;2*D3*1000/(D4*D7*(D8-D7)); ЕСЛИ(D9=2;2*D3*1000/(D4*D7*D8);2*D3*1000/(D4*D7*(D8-D7/2))))=19,4
Lр — смотри п. 10
13. Рассчитываем процент нагруженности соединения по напряжению среза sср в %
в ячейке D16: =D15/D11*100=36,0
sср=τср/[τср]
Проверочный прочностной расчет в Excel шпоночного соединения завершен. Выбранная по диаметру вала призматическая шпонка будет работать в соединении, передавая крутящий момент, при напряжении смятия равном 86,4% от допустимого значения.
Несколько итоговых замечаний:
1. Расчеты на срез можно не выполнять, так как смятие всегда наступит раньше для любых шпонок по ГОСТ23360-78 и ГОСТ10748-79.
2. Если одна шпонка не выдерживает нагрузки, то можно поставить две через 180˚ друг от друга. При этом нагрузочная способность соединения возрастет по данным разных авторов в 1,5…2,0 раза.
3. Значения допустимых напряжений смятия [σсм] у разных авторов существенно разнятся:
При стальной ступице и спокойной нагрузке [σсм]=100…150 МПа
При стальной ступице и колебаниях нагрузки [σсм]=75…120 Мпа
При стальной ступице и ударной нагрузке [σсм]=50…90 Мпа
При чугунной ступице и спокойной нагрузке [σсм]=50…75 Мпа
При чугунной ступице и колебаниях нагрузки [σсм]=40…60 Мпа
Для неподвижных соединений [σсм]=(0,3…0,5)*[σт]
Для подвижных соединений [σсм]=(0,1…0,2)*[σт]
Для поверхности с твердостью меньше 240HB [σсм]= 150 МПа
Для поверхности с твердостью 270…300HB [σсм]= 250 МПа (???!!!..)
На практике для неподвижных соединений валов со стальными ступицами при колебаниях нагрузки и отсутствии сильных ударов я успешно применял в расчетах [σсм]=90 Мпа. При этом твердость поверхностей шпонки, вала, и иногда ступицы задавал около 300 HB (28…32 HRC). Наверное, перестраховывался.
4. При разработке рабочего чертежа ступенчатого вала старайтесь расположить шпоночные пазы в одной плоскости и выполнить их одной ширины (даже вопреки рекомендациям ГОСТов). При соблюдении вышесказанного пазы на фрезерном станке будут сделаны за одну установку и без смены инструмента – за что технолог и фрезеровщик вам скажут спасибо!
5. Если внимательно посмотреть на расчетные формулы, то можно заметить, что площадь поверхности смятия и площадь поверхности среза считаются по некорректным формулам! Не учитываются фаски кромок и радиусы скруглений шпонки. Не правильно считается высота, а значит и площадь выступающей из вала боковой поверхности шпонки – не учитывается «спад» окружности. Однако все это не имеет существенного значения и влияния на результат из-за глобальной неопределенности, о которой мы говорили в пункте 3 итоговых замечаний…
Для получения информации о выходе новых статей и для скачивания рабочих файлов программ прошу вас подписаться на анонсы в окне, расположенном в конце статьи или в окне вверху страницы.
После ввода адреса своей электронной почты и нажатия на кнопку «Получать анонсы статей» НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОДТВЕРДИТЬ ПОДПИСКУ кликом по ссылке в письме, которое тут же придет к вам на указанную почту (иногда — в папку «Спам»)!
Готов ответить на ваши вопросы и выслушать комментарии на статью, уважаемые читатели!!!
Прошу УВАЖАЮЩИХ труд автора скачать файл ПОСЛЕ ПОДПИСКИ на анонсы статей.
Ссылка на скачивание файла: raschet-shponki (xls 39,0 KB).
Статьи с близкой тематикой
Отзывы
20 комментариев на «Расчет шпоночного соединения»
Ваш отзыв
спасибо
Александр большое спасибо за грамотное и понятное объяснение расчета шпон. соединения.
Спасибо большое. Все в блоге понятно и хорошо написано. Очень нравится.
Спасибо, все хорошо работает, еще бы добавить сюда расчет вала с этой шпонкой...
Виктор, про вал — тут!
Здравствуй те! У меня вопрос. Если шпонка не находится вся в соединителе, значит ли ето что она не предает крутещи момент по все свою длину? Извините за что так много ошибок, но я болгарин.
Спасибо за ответ
Здравейте! Если часть шпонки, запресованной в вал, не находится в ступице колеса, то, конечно эта выступающая часть не работает — не передает крутящий момент.
Спасибо за ответ. А подскажите почему когда делаю расчет шпонки она длинее соединителя который я выбрал, крутящий момент одинаков?
Не совсем понял вопрос. Шпонка длиннее ступицы по расчету получается? Значит нужно ставить 2 шпонки или применять шлицевое соединение. Или нужно увеличить диаметр вала и размер сечения шпонки.
Спасибо
Давайте сделать пример. Если можно...? Есть барабан для конвейера Т=1800Нм. Помогите с расчетом вала, вибором соединителя и расчет шпонки. Пожалуйста
Пришлите эскиз и полные исходные данные.
Подскажите пожалуйста допускаемое напряжение при смятии дюралюминия и капролона
Не подскажу, Станислав, поищите сами ответ на свой вопрос в Интернете.
Не найдете, возьмите 10%...20% от предела текучести материала (см. конец статьи).
Александр,спасибо!Я так понимаю Вы инженер-конструктор с большим опытом,хотелось бы услышать ваше личное мнение,если такое возможно!Как Вы считаете возможна ли замена ступицы рабочего колеса вентилятора местного отсоса,материал дюралюминий, на ступицу изготовленную из капролона? Характеристики электродвигателя: мощность 30 кВт,частота вращения 730 об/мин.Благодарю за помощь!
Не зная, что у Вас случилось со старой ступицей трудно давать советы. На сколько % она была нагружена в момент действия пусковых ускорений? Какие напряжения возникали в теле? Если был запас 5...10-кратный и разрушилась она от вставленного лома, то можно изготовить из капролона или даже из дерева...
Различные марки дюралюминия (как отчасти и марки капролона) имеют механические свойства различающиеся в 2 раза!!!
Например, предел прочности сплава Д16 без термообработки ~ 240 МПа, твердость ~ 40 HB, после закалки и старения ~460 МПа, ~ 100 HB.
Предел прочности капролона ПА610-Л-СВ30 — 100...140 МПа твердость ~150...200 HB.
Нужно считать для каждого случая замены материала индивидуально. Или точить и пробовать...
Александр,спасибо!Нет,не из-за лома)Разрушение произошло в передней части ступицы,как оказалось на подобных вентиляторах с данным электродвигателем это происходит не в первые. Обратил внимание на то что паз под шпонку на валу не такой длинны,как на ступице.На ступице паз на всю ее длину,а на валу только на половину.Пришел к выводу,что вал электродвигателя не подходит к данному вентилятору,что получается вся нагрузка передается только на переднюю часть ступицы,в следствии чего через некоторое время(пуски,остановы,работа) происходит разрушение именно в передней части!На данный момент проточили паз на валу как полагается,но заменить новую ступицу нечем!Через интернет пришел к выводу, что можно попробовать изготовить из капролона! Какой конкретно дюралюминий не известно, чтоб получить точные расчеты. Поэтому и обратился к вам, чтоб чисто теоретически вы оценили данную затею!
Если, Станислав, есть возможность сделать стенку ступицы потолще, чем была, сделайте. Думаю, после доработки паза вала капролоновая ступица будет работать. А из стали почему не хотите сделать?
Александр,так и хотим, увеличить толщину стенки,чтоб ступица по весу не отличалась от дюрали. Из-за веса, из стали думаю получится довольно весомая деталь, по сравнению с капролоном или дюралюминием, боюсь сильной нагрузки на вал из-за массы. Благодарю за помощь!!!
Благодарю!