Ранжирование, или – как выбирать духи́?
Опубликовано 12 мая 2013
Рубрика: О жизни | 5 комментариев
Попробую рассказать вам немного об одном до конца непознанном и еще весьма загадочном методе анализа — о ранжировании. Сегодня эта тема очень популярна в первую очередь в связи с бурным развитием Интернета. Поисковые системы Google, Yandex,...
...Yahoo, Bing и другие широко используют в своей работе алгоритмы ранжирования. Так что же это такое?
Ранжирование в простейшем случае – это выстраивание кого-либо или чего-либо по какому-нибудь порядку, рангу, признаку.
В области информационного поиска машины определенно достигли больших успехов. Рассортировать по целому перечню признаков информацию по конкретной тематике от «лучшей» к «худшей» из миллионов источников – это впечатляет…, но это – увы, не интеллект, а методики перебора! На днях Google объявила всему миру, что создаст искусственный интеллект к 2029-ому году! Заметьте, не к 2030-ому, а к 2029-ому – значит, у них есть план! А это значит, что уже пол дела сделано! Наверное…
Вообще-то ранжированием наш мозг, как и поисковик Google, тоже занимается практически непрерывно, когда мы не спим. Мы постоянно что-то сравниваем и выбираем. Куда наступить при очередном шаге? Кто из двух встречных девушек симпатичнее? Кто из этих трех парней выше? Жизнь — сплошная череда случайного и неслучайного сравнения и выбора…
Ранжирование – это инструмент выбора!
Давайте далее рассмотрим метод ранжирования при попарном подходе к сравнению. Научившись применять его на практике, вы будете совершать меньше ошибок и промахов в жизни. Этот метод применяется при необходимости количественного анализа объектов по не количественным признакам – «хуже – лучше», «слабее – сильнее», «красивее – не красивее». При этом объекты могут быть разной природы (например, можно сравнить по признаку что «хуже – лучше» для подарка бутылку коньяка и часы) или мало различимые одной природы (например, можно сравнить по признаку «нравится – не нравится» коллекцию фотографий). Используя описанный далее простой алгоритм можно упорядочить химические вещества по резкости запаха, орнаменты по оригинальности узоров и т. д. и т. п.…
Рассмотрим пример из жизни – выбор духов в парфюмерном магазине. Перенюхав пару десятков флакончиков, вы остановились на пяти ароматах. Рисуем в Excel (или на бумаге, или «в голове», — какому как удобнее) таблицу, как на рисунке ниже и начинаем ее заполнять:
Сравниваем духи A с духами B – больше нравятся A. Ставим 1 балл духам A в ячейку B4 и 0 баллов духам B в ячейку C3.
Сравниваем духи A с духами C – больше нравятся A. Ставим 1 балл духам A в ячейку B5 и 0 баллов духам C в ячейку D3.
Сравниваем духи A с духами D – больше нравятся A. Ставим 1 балл духам A в ячейку B6 и 0 баллов духам D в ячейку E3.
Сравниваем духи A с духами E – не можем сделать выбор. Ставим 0,5 балла духам A в ячейку B7 и 0,5 баллов духам Eв ячейку F3.
Отставляем флакончик с духами A в сторонку и последовательно сравниваем с духами B духи C, D и E. Заполняем таблицу результатами сравнений. Далее духи C сравниваем с D и E и, наконец, духи D и E.
Сделав десять сравнений разных пар для пяти марок духов, без заполнения таблицы можно и запутаться, с таблицей – никогда! Суммируем по вертикальным столбцам набранные каждым из ароматов баллы и видим, что духи A, набрав три с половиной балла, заняли первое место. Они понравились больше всех. На втором месте духи E с тремя баллами, существенно опережая все остальные.
При первоначальном сравнении ароматов A и E мы не смогли отдать предпочтение ни одному из них. Перед окончательным выбором сравниваем еще раз духи – победители нашего ранжирования и принимаем взвешенное, математически просчитанное, единственно верное и окончательное решение о покупке.
В примере выше стояла достаточно простая задача — выбрать один лучший вариант. Но в жизни так бывает не всегда. Например, в моем посте «Самооценка личности» необходимо каждому из двадцати качеств определить свое место в рейтинге (причем дважды). Предложенный алгоритм ранжирования существенно повысит достоверность и облегчит прохождение теста самооценки личности.
В заключение замечу, что сделать выбор одного из двух по одному признаку – это всем легко и понятно. И человеку и машине.
Если объектов три, то полное количество попарных сравнений – три, если объектов десять, то – сорок пять, если объектов двадцать, то – сто девяносто…
Самые комментируемые записи
Отзывы
5 комментариев на «Ранжирование, или – как выбирать духи́?»
Ваш отзыв
Здравствуйте!!!
Спасибо за статью!!! В инете ВЫ вне конкуренции.
С уважением Александр.
Здравствуйте!!!
Спасибо за статьи!!!
Спасибо за труды!!!
Здравствуйте ! Замечательно ! Просто и доступно.
Где-то слышал, что мышление китайцев на подсознательном уровне, развитом с детства, постоянно и мгновенно при принятии любых решений отвечает на 5 вопросов,выбирая 1 ответ из 32-х возможных, которые формируются в голове также мгновенно...
Поэтому уговорить китайца практически невозможно. Решение он принял, возможно, еще до того, как вы закончили ему задавать вопрос.
Спасибо. Доходчиво. Интересно