Ранжирование, или – как выбирать духи́?

Опубликовано 12 мая 2013
Рубрика: О жизни | Один комментарий



РанжированиеПопробую рассказать вам немного об одном до конца непознанном и еще весьма загадочном  методе анализа — о ранжировании. Сегодня эта тема очень популярна в первую очередь в связи с бурным развитием Интернета. Поисковые системы Google, Yandex,...

...Yahoo, Bing и другие широко используют в своей работе алгоритмы ранжирования. Так что же это такое?

Ранжирование в простейшем случае – это выстраивание кого-либо или чего-либо по какому-нибудь порядку, рангу, признаку.

В области информационного поиска машины определенно достигли больших успехов. Рассортировать по целому перечню признаков информацию по конкретной тематике от «лучшей» к «худшей» из миллионов источников – это впечатляет…, но это – увы, не интеллект, а методики перебора! На днях Google объявила всему миру, что создаст искусственный интеллект к 2029-ому году! Заметьте, не к 2030-ому, а к 2029-ому – значит, у них есть план! А это значит, что уже пол дела сделано! Наверное…

Вообще-то ранжированием наш мозг, как и поисковик Google, тоже занимается практически непрерывно, когда мы не спим. Мы постоянно что-то сравниваем и выбираем. Куда наступить при очередном шаге? Кто из двух встречных девушек симпатичнее? Кто из этих трех парней выше? Жизнь — сплошная череда случайного и неслучайного сравнения и выбора…

Ранжирование – это инструмент выбора!

 



Давайте далее рассмотрим метод ранжирования при попарном подходе к сравнению. Научившись применять его на практике, вы будете совершать меньше ошибок и промахов в жизни. Этот метод применяется  при необходимости количественного анализа объектов по не количественным признакам – «хуже – лучше», «слабее – сильнее», «красивее – не красивее». При этом объекты могут быть разной природы (например, можно сравнить по признаку что «хуже – лучше» для подарка бутылку коньяка и часы)  или мало различимые одной природы (например, можно сравнить по признаку «нравится – не нравится» коллекцию фотографий). Используя описанный далее простой алгоритм можно упорядочить химические вещества по резкости запаха, орнаменты по оригинальности узоров и т. д. и т. п.…

Рассмотрим пример из жизни – выбор духов в парфюмерном магазине. Перенюхав пару десятков флакончиков, вы остановились на пяти ароматах. Рисуем в Excel (или на бумаге, или «в голове», — какому как удобнее) таблицу, как на рисунке ниже и начинаем ее заполнять:

ranzhirovaniyeСравниваем духи A с духами B – больше нравятся A. Ставим 1 балл духам A в ячейку B4 и 0 баллов духам B в ячейку C3.

Сравниваем духи A с духами C – больше нравятся A. Ставим 1 балл духам A в ячейку B5 и 0 баллов духам C в ячейку D3.

Сравниваем духи A с духами D – больше нравятся A. Ставим 1 балл духам A в ячейку B6 и 0 баллов духам D в ячейку E3.

Сравниваем духи A с духами E – не можем сделать выбор. Ставим 0,5 балла духам A в ячейку B7 и 0,5 баллов духам Eв ячейку F3.

Отставляем флакончик с духами A в сторонку и последовательно сравниваем с духами B духи C, D и E. Заполняем таблицу результатами сравнений. Далее духи C сравниваем с D и E  и, наконец, духи D и E.

Сделав десять сравнений разных пар для пяти марок духов,  без заполнения таблицы можно и запутаться,  с таблицей – никогда! Суммируем по вертикальным столбцам набранные каждым из ароматов баллы и видим, что духи A, набрав три с половиной балла, заняли первое место. Они понравились больше всех. На втором месте духи E с тремя баллами, существенно опережая все остальные.

При первоначальном сравнении ароматов A и E мы не смогли отдать предпочтение ни одному из них. Перед окончательным выбором сравниваем еще раз духи – победители нашего ранжирования и принимаем взвешенное, математически просчитанное, единственно верное и окончательное решение о покупке.

В примере выше стояла достаточно простая задача — выбрать один лучший вариант. Но в жизни так бывает не всегда. Например, в моем посте «Самооценка личности» необходимо каждому из двадцати качеств определить свое место в рейтинге (причем дважды). Предложенный алгоритм ранжирования существенно повысит достоверность и облегчит  прохождение теста самооценки личности.

В заключение замечу, что сделать выбор одного из двух по одному признаку – это всем легко и понятно. И человеку и машине.

Если объектов три, то полное количество попарных сравнений – три, если объектов десять, то – сорок пять, если объектов двадцать, то – сто девяносто…

Другие статьи автора блога

На главную


Введите Ваш e-mail:

Самые комментируемые записи

Отзывы

Один комментарий на «Ранжирование, или – как выбирать духи́?»

  1. Александр 24 Сен 2013 00:23

    Здравствуйте!!!

    Спасибо за статью!!! В инете ВЫ вне конкуренции.

    С уважением Александр.

Ваш отзыв







  • Посетители: 657 649

  • Подписчики: 3 416